Готовимся к школе

 Страничка в помощь родителям, которые готовят ребенка к школе. Здесь вы найдете консультации, памятки и другую полезную информацию по этому вопросу.



Консультация для родителей

hello_html_m3bd3e41e.jpg


«Готовность детей к школе»


Так что же такое «готовность к школе» в общем понимании?

Что мы понимаем под готовностью к школе. Первое что приходит на ум - это обучение ребенку письму или счету, чтению. Но это еще не все. Очень важно подготовить ребенка психологически и физически к школе. Ведь в этот период его жизни меняется все: режим, в его жизни появляются новые люди и новые требования. Поэтому очень важно помочь ребенку и поддерживать его. И чем раньше вы начнете развивать в ребенке различные навыки, учить его самостоятельности, тем легче ему в будущем будет учиться в школе. Поэтому от вас, родителей, многое зависит. Но в этом вопросе главное и не переусердствовать. Ведь нервная система, да и физическая тоже, недоста-точно крепкие. Если ваш ребенок начнет переутомляться, то это серьезно ударит по его иммунной системе. Существует такое понятие как «школьная зрелость», т.е. ребёнок должен «созреть» для школы, его психическое и физиологическое развитие должно достичь соответствующего уровня. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики. А психологи оценивают психологическую готовность, которая включает в себя такие компоненты:

Эмоционально-волевая зрелость:

 уровень развития произвольности;

 учебная мотивация;

 тревожность.


Интеллектуальная зрелость (уровень сформированности таких психических процессов):

 мышление;

 восприятие (зрительное, слуховое);

 память (зрительная, слуховая, произвольная);

 речь;

 воображение.


Социальная готовность:

 социальная компетентность;

 коммуникативные навыки.


Если ребенок не посещал детский сад, то рекомендуется начать делать это за год до поступления в школу. Тогда ребенок заранее переживет иммунологический стресс (его иммунная система будет готова к большим нагрузкам, которые она обычно испытывает в школе), а также социальный стресс (у него начнут развиваться социальная компетентность и коммуникативные навыки, о которых мы говорили выше).

Если вы решили отдать ребёнка не в общеобразовательную школу, а в гимназию (или любую другую школу, в которую проводят отбор детей), вам необходимо посвятить предшествующий учебе год достаточно интенсивным занятиям.

Независимо от выбора школы, обязательно необходимы занятия по подготовке ребенка к школе дома, под руководством родителей.

Подготовка к школе должна осуществляться со всех сторон: в детском саду, на специальных курсах и обязательно дома.


Главное, чтобы занятия ребенка с родителями не сводились к «натаскиванию» на решение стандартных тестов и задачек, так как это не привносит никакого вклада в развитие мышления и интеллекта ребенка, а способствует лишь составлению ложного впечатления у учителя и добавляет трудностей в дальнейшем обучение, которое, вероятно, тяжелой ношей для неподготовленного ума.


Необходимо построить взаимодействие с ребенком так, чтобы дошкольник «своим умом» нашел решение любой задачки и с легкостью ответил на самый каверзный вопрос. И это будет тем более мощным, чем лучше и легче ребенок сможет применить, полученные знания на практике. Эмоциональная поддержка родителей, своевременная похвала, корректное и грамотное разрешение спорных вопросов и проблемных ситуаций, помогут настроить ребенка на активную жизненную позицию, с творческим подходом подходить к любому делу, осознавая себя как личность, достойная успеха.


Для этого родителям необходимо:

 развивать в ребенке способность слушать;

 учить пониманию прочитанного;

 развивать умение пересказывать; проводить зрительное сопоставление;

 решать с ним простые задачи;

 вместе с ребенком анализировать, сравнивать слова.


Все это нужно для того, чтобы будущий школьник на момент поступления в первый класс умел:

 слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;

 осознавать необходимость спрашивать, если задание ему не понятно;

 оценивать свою работу;

 владеть понятиями «больше», «меньше», «одинаково», «столько же», «короткий», «длинный», «старше», «младше»;

 сравнивать самые простые предметы.


Что должен уметь ребенок к 7 годам.hello_html_m19f0e0c5.png


Вот настала пора идти вашему ребенку в школу. Что он должен уметь при поступлении в учебное заведение. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, и тех требований которые предъявляются в той или иной школе. Но главное что вы, как родители, должны сделать для своего ребенка, это подготовить ребенка физически и психологически. Научить его общаться, укрепить иммунитет, а потом уже читать, считать и писать.

Чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребенка надо учить всему, не только непосредственно тем навыкам, которые необходимы в школьном обучении: чтению, письму, счету, - но и всем тем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: правильно использовать предметы, окружающие его, именно действию, а не сухим знаниям о том или ином предмете или явлении.


Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:

 Основные цвета;

 Дни недели;

 Месяцы;

 Времена года;

 Понятия «право - лево»;

 Основные профессии;

 Домашних и основные виды диких животных;

 Детенышей животных;

 Знать зимующих и перелетных птиц;

 Виды транспорта;

 Уметь ориентироваться на бумаге;

 Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов;

 Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т.д.


Что должен знать ребенок по математике.

По математике ребенок должен знать:

 Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;

 Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);

 Знать понятия «больше - меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий - низкий», «широкий - узкий»;

 Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

 Уметь соотносить цифру и число предметов;

 Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).hello_html_m19f0e0c5.png


Память, мышление, внимание и речь.

Ребенок должен уметь:

 Пересказывать простое услышанное произведение;

 Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);

 Знать стихотворения;

 Сочинять сказки;

 Отвечать на поставленные вопросы;

 Делать какое-либо задание по образцу;

 Уметь описывать картинку по памяти;

 Запоминать до 10 увиденных картинок;

 Заканчивать предложения;

 Находить лишнюю картинку или слово;

 Уметь отгадывать загадки;

 Группировать предметы по признаку.


Что ребенок должен знать по чтению.

При подготовке к школе ребенок должен знать:

 Буквы;

 Уметь соотносить звук с буквой;

 Вычленять звуки из слова;

 Подбирать слова на заданный звук или букву;

 Читать слова и простые предложения (по слогам);

 Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.


Навыки письма.

Не стоит забывать и про навыки письма. Ребенок должен уметь:

 Обводить картинки по контуру

 Обводить печатные буквы по контору

 Правильно держать ручку в руке

 Копировать геометрическую фигуру по клеточкам


 

Возвращаясь к требованиям ФГОС ДО 

старший дошкольник, готовый к учебе в школе представлен как:

 

1) Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

 

2) Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

 

3) Эмоционально отзывчивый: дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

 

4) Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками: ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

 

5) Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели: ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

 

6) Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

 

7) Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

 

8) Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 

9) Овладевший необходимыми умениями и навыками: у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.


Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!








 Общие рекомендации 

родителям 

будущих первоклассников.

 


hello_html_212917f5.jpgПринято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.  Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

Для вас, заботливые родители, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

На этапе подготовки:

-        избегайте чрезмерных требований к ребенку;

-        предоставляйте право на ошибку;

-        не думайте за ребёнка;

-        не перегружайте ребёнка;

-    не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);

-         устраивайте ребенку маленькие праздники.


Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

1)Организуйте распорядок дня:

стабильный режим дня;

сбалансированное питание

полноценный сон;

прогулки на воздухе.

2)Формируйте у ребенка умения общаться:

обратите внимание на то умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3)Уделите особое внимание развитию произвольности:

учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

- во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

 выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;

- используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
- развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов4

- составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

- можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп).  Научите находить слова имеющие, например, звук «л».

- знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;

- научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

- научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)

- научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

Внимание! Ребенок 6-7 лет не может работать долго, 15-20 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 15-20 минут.


hello_html_4332112e.png


5) Тренируйте руку ребенка:

развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

 Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

 Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

 Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.

 

hello_html_6643591d.png

Счастливого пути по дорогам знаний!







Комментариев нет:

Отправить комментарий